СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН, ЗАТВОРНИК ВЫШЕНСКИЙ
История Вышенского монастыря насчитывает более 400 лет. Не одно столетие Вышенская пустынь служила делом просвещения. Расположенная в глухих местах – она была форпостом в деле распространения христианской веры среди язычников – мордвы, а также местного населения. С появлением в 1827 году чудотворного образа Божией Матери «Казанская» и явления от нее чудесных знамений, известность обители стала возрастать. Еще большую известность наша святая обитель приобрела в 1862-1907 годы – годы настоятельства архимандрита Аркадия (Честонова). Настоятельство архимандрита Аркадия знаменательно тем, что именно в этот период в Вышенской пустыне поселился удалившийся на покой Святитель Феофан – великий угодник Божий, канонизированный Русской Православной Церковью и причисленный к лику святых в 1988 году.
Святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 (23 – н.с.) января 1815 года в селе Чернава Елецкого уезда Орловской губернии в семье священника. Первоначальное обучение он получил в родительском доме и духовном училище города Ливны. В 1829 году он поступил в Орловскую духовную семинарию. После окончания семинарии Георгий Говоров в числе лучших учеников был принят в Киевскую духовную академию. Большое влияние на Георгия оказала Киево-Печерская Лавра. Он с восторгом вспоминал до конца жизни: «Киевская Лавра – неземная обитель!» В Киево-Печерской Лавре завершилось образование и определилось общее направление жизненного пути Святителя Феофана, он всецело решил посвятить себя служению Церкви в иноческом чине. 15 февраля 1841 года студент Говоров был пострижен в монашество с именем Феофан, что значит «Богом явленный». В этом же году иеромонах Феофан в числе первых закончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия и был назначен ректором Киево-Софийского духовного училища.
Всей своей душой святитель Феофан стремился к уединенной монашеской жизни. Но до осуществления его мечты его отделял большой крестный путь Святителя Церкви. 1847 году иеромонах Феофан был назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. За 6 лет пребывания на Святой Земле он успел много сделать не только на пользу дела Православия, но и для самообразования он основательно изучил греческий и французские языки, познакомился с еврейским и арабским. В Иерусалиме выучился иконописи, в обителях Палестины, Египта и Сирии изучал писания святых отцов по древним рукописям, знакомился с уставом и житиями древних подвижников Восточных обителей и Святой Горы Афон. За свои труды и заслуги в Миссии 4 апреля 1855 года иеромонах Феофан был возведен в сан архимандрита. Во время своего служения Церкви Святитель Феофан занимал ответственные посты: был настоятелем Посольской церкви в Константинополе, ректором Санкт-Петербургской духовной академии, но вскоре Промыслу Божию угодно было возвести его в сан епископа.
29 мая 1859 года состоялась наречение архимандрита Феофана в епископа Тамбовского и Шацкого. Более 4 лет Святитель Феофан потрудился на Тамбовской Кафедре. Именно в эти годы Святитель Феофан посетил Вышенскую пустынь, которая очень понравилась ему строгим иноческим уставом и благолепием местности, т.к. несмотря на активное участие во всех сторонах общественной и духовной жизни Святителя Феофана все больше тянуло к уединению и монашеской жизни.
22 июля 1863 года Святитель Феофан получил новое назначение, ему поручили возглавить Владимирскую кафедру. Главным предметом его попечения было спасение вверенных ему чад посредством назидания, посредством проповеди Слова Божия. Но обширная деятельность по Епархиальному управлению не была сродни душе архипастыря. Посоветовавшись со своим духовным руководителем, митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским Исидором, он подал прошение в Святейший Синод об увольнении его на покой, с правом пребывания в Вышенской пустыни.
17 июля 1866 года в возрасте 52 лет он был освобожден от управления епархией и назначен настоятелем Вышенской пустыни. Прожив в Вышенской пустыни 6 лет, в 1873 году святитель Феофан принял решение уединиться на время Великого поста. Он прекратил всякое общение с людьми и затворился в отдельном флигеле. Укрепившись в этом решении, святитель до конца своей жизни остался в затворе.
Время затвора – важнейший период в жизни Святителя Феофана. Именно тогда, явились во всей силе его великие труды и подвиги, прежде всего подвиг молитвенный. В период пребывания в затворе Святитель Феофан написал огромное количество богословских трудов, перевел «Добротолюбие» с греческого на русский, толкование на 33 и 118 псалом, толкование Шестопсалмия, толкование Посланий апостола Павла. Короткие промежутки между молитвой и умственными занятиями Святитель посвящал написанию икон и картин. Им были написаны образы Спасителя, Матери Божией, Святителя Тихона Задонского, Преподобного Серафима Саровского, Святителя Николая, автопортрет и многие другие. Он занимался и научной работой. В его калии находились телескоп, 2 микроскопа, фотографический аппарат.
Особый вид литературных трудов епископа Феофана представляет его переписка. Со всех концов необъятной России поступали в Вышенскую пустынь письма, нередко их было от 20 до 40 в день. К нему обращались за советом, за разрешением недоумений, у него искали утешения в скорби, облегчении в бедах и просили святых его молитв.
Ныне святитель Феофан принадлежит уже к Церкви торжествующей, на небесах сущей, и возносит свои молитвы за всех духовных чад своих. А чадами его являются все те, кто в духовной жизни своей руководствуется его творениями , и почитают память его.
ВЫШЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Вот уже без малого 200 лет Пресвятая Богородица через святую икону Вышенскую являет всем с верую к ней прибегающим людям дивную помощь во всех скорбях и бедах.
Вышенская икона Божией Матери есть точная копия с чудотворной иконы, обретенной 8(21) июля 1579 года в Казане. Кем и когда была сделана эта копия – неизвестно. Несомненно только, что она происхождения древнего. По документальному описанию прошлого века подлинная чудотворная икона Вышенская греческого письма: лик Богоматери – темного колорита.
Наиболее ранние сведения об иконе восходят к 1812 году. Во время войны с французами покидая Москву послушница Московского Зачатьевского Алексеевского женского монастыря Мария Ивановна Аденкова, в будущем монахиня Миропия захватив из своего имущества только родовую икону Казанской Божией Матери, решила навсегда переехать в Тамбовский монастырь. Ямщик, везший ее, заподозрил у нее большие деньги и задумал убийство монахини. Миропия поняла, какая ей грозит опасность и с горячей молитвой обратилась к Царице Небесной, прося Ее защиты, и услышала в ответ: «Не бойся, я твоя Заступница». Монахиня воспрянула духом, а ямщик внезапно был поражен слепотою. С глубоким чувством раскаяния ямщик сознался в своем злом умысле и усердно просил прощения. После горячей совместной молитвы перед иконой Божией Матери о помиловании, ямщик прозрел и с чувством глубокой благодарности к Богу и Царице Небесной, а также искреннего уважения к своей спутнице, благополучно доставил ее в Тамбовский Вознесенский монастырь. В этом монастыре она прожила более 13 лет. Не задолго до смерти Сама Богоматерь в сонном видении явилась Миропии и повелела ей вручить свою икону Шацкой Вышенской пустыни на вечные времена, что она и исполнила 7 марта 1827 года.
Многочисленные чудеса, обильно изливаемые у сего Святого образа, сделали его настоящим сокровищем для православного народа. А чудесное избавление от холеры, свирепствовавшей на Тамбовской и Рязанской земле в 1846, 1853, 1859 годах, было поводом для того, чтобы святая икона с этого времени торжественно переносилась многодневными крестными ходами. В 1871 году заступничеством Царицы Небесной были спасены от холеры жители Тамбова, с тех пор крестные ходы в Тамбов стали ежегодными.
В страшные безбожные советские времена икона сильно пострадала с нее была содрана золотая риза, украшенная драгоценными камнями, а сама икона отдана священнику отцу Василию проживающему в с. Шаморга. В 1947 г. о. Василий был назначен в храм преподобного Сергия Радонежского с. Эманнуиловка куда он и перенес икону.
Можно сказать ,что Свято-Успенский Вышенский женский монастырь находиться под особым покровом и заступничеством Божией Матери. И теперь, как и прежде, Божия Матерь помогает всем, приходящим с верою к Ее чудотворному Образу.
Источник: Николаевская епархия