ТОП-10 достижений Николаева:
1. Музей судостроения и флота
Музей судостроения и флота Музей судостроения и флота расположен в бывшем здании штаба Черноморского флота, которое было построено ещё в 1794 году и является памятником истории и архитектуры конца XVIII – первой половины XIX ст. Одно время в этом самом здании размещалась резиденция и канцелярии главных командиров ЧФ (1794-1900). В свое время тут служили и проживали такие выдающиеся исторические личности, как адмиралы Н.С. Мордвинов, А.С. Грейг, М.П. Лазарев, Н.А. Аркас. Адмиралы Ф.Ф. Ушаков, Ф.Ф.Беллинсгаузен, В.А. Корнилов, П.С. Нахимов и В.И. Истомин бывали здесь по делам службы.
Только в 1978 году было принято решение разместить именно здесь музей судостроения и флота.
На сегодняшний день музей судостроения и флота входит в список 100 великих музеев мира и является единственным в Украине и на территории бывшего СССР. В музее 12 залов и около трёх тысяч музейных экспонатов, которые детально рассказывают об истории отечественного кораблестроения и флота от древнейших времён (Киевская Русь, времена казачества) до современности. В музее находится более 100 моделей кораблей XVIII-XX вв.
Одним из самых интересных экспонатов музея является диорама «Строительство первых парусных кораблей на николаевском Адмиралтействе».
В экспозиции – модели первого корабля николаевской постройки 46-пушечного фрегата «Святой Николай» и флагманского корабля Черноморской эскадры в Синопском сражении «Императрица Мария», построенного в Николаеве перед началом Крымской войны, броненосца «Потемкин», спущенного на воду на Николаевском адмиралтействе в 1900 году и первого в мире подводного минного заградителя «Краб»; крейсера «Красный Кавказ» и эсминца «Сообразительный», прошедших героический путь в годы Великой Отечественной войны; первой отечественной китобазы «Советская Украина» и научно-исследовательского судна «Академик Сергей Королев»; рудовоза «Зоя Космодемьянская» и контейнеровоза «Капитан Смирнов».
2. Николаевская обсерватория
Николаевская обсерватория Николаевская обсерватория – одна из старейших астрономических обсерваторий Северного Причерноморья. Она была основана в 1820 году по инициативе адмирала Алексея Самуиловича Грейга, который с 1816 по 1833 г. был командующим Черноморским флотом и генерал-губернатором Николаева. Здание обсерватории и парк, заложенный со времен основания города, также являются архитектурным и историческим памятником Николаева.
1 июля 1912 года Николаевская морская астрономическая обсерватория получила статус Николаевского отделения Главной Астрономической обсерватории в Пулково.
2 января 1935 года Николаевская астрономическая обсерватория была включена в сеть научных учреждений Академии наук СССР и стала Николаевским отделением Главной астрономической обсерватории Академии Наук СССР в Пулково.
В 2001 году в честь нашего города была названа одна из малых планет, которая получила номер 8141 Nikolaev.
В апреле 2007 года обсерватория попала в число объектов, которые могут претендовать на включение в Список мирового наследия ЮНЕСКО. В состав памятника входит территория обсерватории площадью 7 гектаров, главное здание обсерватории как памятник архитектуры, старые и современные павильоны и постройки научного и хозяйственного назначения, парковый ландшафт и чугунное ограждение.
3. Раскопки древнего городища «Дикий Сад»
Раскопки древнего городища «Дикий Сад» Заселение полуострова, на котором сегодня расположен Николаев, началось очень давно. Ученые предполагают, что первые люди появились на наших землях в период позднего палеолита, то есть более 15 тысяч лет тому назад.
Археологический памятник «Дикий сад» – место обитания людей периода поздней бронзы (1300 – 900 гг. до нашей эры), так называемых протокиммерийцев. Это единственное степное поселение той эпохи, найденное в Украине. Городище зародилось за 500 лет до основания греческого города-государства Ольвии и просуществовало 300 лет. «Дикий Сад» – единственный из сохранившихся памятников черноморского города-порта времён легендарной Трои и Троянской войны.
«Дикий сад» был центром, который объединял население степного Побужья и юго-западного Причерноморья. Городище было открыто в конце 20-х годов XX века. На территории поселения обнаружены остатки оборонных, культовых и хозяйственных строений. Основные находки составили обломки керамической посуды, кости животных, остатки каменных фундаментов стен древних помещений, бронзовая посуда и орудия труда.
4. Николаевский Яхт-клуб
Николаевский Яхт-клубНиколаевский Яхт-клуб – один из старейших в Российской империи – был основан в 1887 году благодаря инициативной группе, состоящей из адъютанта Главного командира Черноморского флота и портов Е.Н. Голикова, историка Н.Н. Аркаса и видного деятеля науки В.В. Рюмина.
Место для строительства Яхт-клуба было выбрано в Спасске, который в те времена был пригородом Николаева. Спасск, Спасский сад, Спасское урочище, Спасское – под такими названиями был известен обширный участок земли на лимане.
Первыми членами николаевского яхт-клуба стали 66 человек. Командорами яхт-клуба были известные люди: адъютант Главного командира Черноморского флота и портов Е.Н. Голиков, командир николаевского порта С.П. Тыртов, историк и композитор Н.Н. Аркас.
Многочисленные победы спортсменов в гонках самого престижного уровня сделали николаевский яхт-клуб авторитетной школой в Советском Союзе и во всем мире. Именно благодаря яхтсменам, закрытый для иностранцев город обрел международную известность.
Отсюда, из николаевского яхт-клуба, начала свое кругосветное путешествие яхта «Икар». Отважный капитан, почетный гражданин г. Николаева Борис Немиров и его команда 325 суток находились в открытом море, преодолели более чем 31 тыс. миль.
Вот уже много лет подряд яхтсмены всей Украины прибывают в Николаев, чтобы принять участие в ежегодной экологической парусной регате имени Сергея Шаповалова.
5. НКИ
НКИ Национальный университет кораблестроения имени адмирала С.О. Макарова (бывший НКИ) – уникальное по своей направленности и достижениям учебное заведение. Наряду с Ленинградским кораблестроительным институтом он был одним из двух кораблестроительных вузов на весь бывший Советский Союз. 18 сентября 1920 года в Николаеве начались занятия в индустриальном техникуме, в состав которого вошли такие отделения: судостроительное, механическое, электротехническое и строительства дорог. В 1926-1927 учебном году индустриальный техникум реорганизуется в кораблестроительный техникум с увеличением срока обучения – с трех до полных четырех лет. В 1930 году, после объединения с судостроительным факультетом Одесского политехнического института, он был переименован в Николаевский кораблестроительный институт (НКИ). Решением правительства СССР в 1949 году НКИ было присвоено имя адмирала Степана Осиповича Макарова (1849 – 1904) – уроженца Николаева, известного ученого, кораблестроителя, флотоводца. НКИ – НУК знают и ценят во всем мире.
Роль Национального университета кораблестроения имени адмирала Макарова в истории отечественного судостроения и судостроительного образования чрезвычайно велика. Нельзя сегодня представить судостроение Украины без его главного научного и образовательного центра – НУК имени адмирала Макарова.
С 1920 года, с начала деятельности как высшего учебного заведения, НКИ–НУК подготовил свыше 50 тысяч выпускников. Среди них – выдающиеся ученые, руководители крупнейших предприятий в области судостроения и иного профиля, деятели в области государственного управления.
Сейчас в НУК обучаются около 14000 студентов, среди которых на очной форме – более 8000.
6. Верфи на Ингуле и Буге – колыбель отечественного судостроения
Верфи на Ингуле и Буге – колыбель отечественного судостроения Первая судостроительная верфь Николаева возникла, как известно, ранее самого города и послужила основой для его развития.
Верфь на Ингуле была построена по приказу выдающегося государственного деятеля и полководца Г.А. Потемкина (1739-1791) под непосредственным руководством М.Л. Фалеева. Она была заложена в устье Ингула, на левом берегу, при его впадении в Бугский лиман. В переписке Потемкина она называлась по-разному: Новая верфь, Ингульская, Усть-Ингул, Верфь на Ингуле. С 1790 года, когда верфь и город были официально признаны правительством, верфь стали называть в документах Николаевским адмиралтейством. Впоследствии верфь называлась коротко – Адмиралтейство, т.е. место казенного государственного судостроения и ремонта судов.
С развитием капитализма в России казенное Адмиралтейство, не справлявшееся с программой строительства судов для Черноморского флота, было отдано в 1911 г. частной компании и, по существу, построено заново. Верфь получила новое название – “завод Руссуд”, по имени акционерного Русского судостроительного общества, владевшего верфью.
На территории Николаевского адмиралтейства, находившегося на правом берегу Ингула за пределами “Руссуда”, расположились мастерские новых заводов, получивших названия “Ремсуд” и “Тэмвод”. Первый завод занимался ремонтом судов (“Ремсуд” – по моде того времени), а второй – Трубочный и электромеханический завод (сокращенно “Тэмвод”) – изготавливал трубки и взрыватели для снарядов и мин. В 1920 г. заводы “Руссуд”, “Ремсуд” и “Тэмвод” объединились в одно предприятие – “Тремсуд” “Трестморского судостроения”. Впоследствии это объединение получило название завода имени 61 коммунара – в память о коммунарах, расстрелянных деникинцами у стены завода.
С развитием русского броненосного судостроения возникла необходимость постройки в Николаеве новых, более мощных заводов. С XIX века на песчаном берегу Бугского лимана, вверх от Морского порта, началось строительство судостроительного, механического и литейного заводов, принадлежавших акционерному бельгийскому обществу с главной конторой в Брюсселе.
По названию общества заводы также получили название “Наваль”. Однако в народе их называли Французским заводом, поскольку многие лица из управления, мастера и квалифицированные рабочие были бельгийцами и говорили по-французски.
Почти одновременно на соседнем участке построили Черноморский механический и котельный заводы “Общества механического производства в Южной России”. Завод в основном должен был выпускать машины и котлы для судов и кораблей, строившихся в Николаеве для Черноморского флота. В 1908 г. этот завод влился в завод “Наваль”.
После революции завод “Наваль” получал разные неудачные названия.
В настоящее время этот завод превратился в современное судостроительное предприятие, называемое Черноморский судостроительный завод.
Вершиной, гордостью николаевских корабелов-черноморцев были советские авианосцы «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку» и самый мощный корабль для ВМФ России – тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Кузнецов».
7. Николаевская «Зоря»-«Машпроект» – лидер украинского газотурбостроения
Николаевская «Зоря»-«Машпроект» – лидер украинского газотурбостроения В Николаеве есть уникальное предприятие ГП «Научно-производственный комплекс газотурбостроения «Зоря-Машпроект».
7 мая 1954 года вышло Постановление Совета Министров СССР о создании Южного турбинного завода. Завод специализировали «на производство опытных и серийных газотурбинных установок, в первую очередь для кораблей Военно-Морских Сил». Над созданием новой отрасли трудились лучшие инженерные умы советской науки.
Приказом Министерства промышленной политики Украины от 2 ноября 2001 года «Производственное объединение «Зоря» и «Научно-производственное предприятие «Машпроект» объединены в единое государственное предприятие «Научно-производственный комплекс газотурбостроения «Зоря-Машпроект».
За более чем полувековую деятельность завод изготовил и проверил в эксплуатации более 30 типов главных и ускорительных корабельных и судовых газотурбинных энергетических установок. Ими оснащено более 29% газотурбинных кораблей мирового флота. Двигатели предприятия составляют 33% суммарной мощности двигателей морских транспортных средств.
По техническому потенциалу, уровню наукоемкости выпускаемой продукции и кадровому составу предприятие сопоставимо с такими всемирно известными компаниями, как «Siemens», «General Motors», «MAN», «Rolls-Royce», «General Electric». Именно благодаря николаевскому заводу Украина входит в пятерку стран мира, которые способны самостоятельно производить такую технологически сложную продукцию, как газовые турбины и оборудование для обслуживания газовых магистралей.
8. Авианосцы, построенные в Николаеве
Авианосцы, построенные в Николаеве Авианосец «Адмирал Кузнецов» построен/спущен в 1985г.
Проект «Адмирал Кузнецов» может оказывать поддержку подводным лодкам, несущим баллистические ракеты, надводным кораблям и морской ракетоносной авиации российского флота. Корабль может поражать надводные, подводные и воздушные цели. Площадь лётной палубы составляет 14 700 квадратных метров и лётная палуба оснащена расположенной под углом 12 градусов взлётно-посадочной полосой. Лётная палуба оборудована аэрофонишёрами. Два подъёмника доставляют авиатехнику из ангара на лётную палубу.
Авианосец «Адмирал Кузнецов» является единственным настоящим авианосцем, когда-либо стоявшем на вооружении российского военно-морского флота.
«Адмирал Кузнецов» использовался только для испытаний новых самолетов. Российский флот практически не обладает опытом работы с авианосцами.
На авианосце планировалось разместить свыше 50 единиц авиационной техники.
Построенный в 1970-х годах авианосец «Киев» китайцы превратили в роскошный отель.
Авианосец достойно отслужил на Северном флоте СССР. Нес боевую службу в Атлантике и на Средиземном море.
Но в 1993 году Россия, которой после распада СССР и достался авианосец, корабль списала и разоружила, поскольку денег на ремонт и эксплуатацию не хватало.
Потом Россия решила его продать. На списанный авианосец покупатель нашелся – Китай. В начале 1994 года его отбуксировали в Циньхуандао, где переоборудовали, как было объявлено официально, под музей.
Но, по сути, авианосец превратился в увеселительный аттракцион. В сентябре 2003 года “Киев” отбуксировали в Тяньцзинь, где он стал частью тематического военного парка.
Сейчас авианосец – роскошный отель.
Место пребывания “Киева” остается тем же – парк в Тяньцзинь. Так что пока на авианосце длиной 273 м и шириной 53 м продолжают резвиться дети и взрослые любители военно-морской техники.
«Варяг» (до 19 июня 1990 года — «Рига», с 2008 года — «Shi Lang») — тяжелый авианесущий крейсер, проект 1143.6, разработан в Невском проектно-конструкторском бюро под руководством В. Ф. Аникиева. 21 августа 1985 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 6 декабря 1985 года заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве (заводской № 106), спущен 25 ноября 1988 года.
В 1993 году по договору между Украиной и Россией «Варяг» отошёл Украине. В 1992 году при 67 % технической готовности строительство было приостановлено, корабль законсервирован и в апреле 1998 года продан китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd за $20 млн. с заявленной целью переоборудования его в плавучее казино.
Буксировка корабля длилась 627 дней. В начале 2008 года корабль получил имя «Shi Lang», в честь китайского полководца, что было позднее опровергнуто министерством обороны КНР, и бортовой номер «83». В настоящее время крейсер находится на инспекции и ремонте в сухом доке военно-морской базы в городе Далянь. Планы Народно-освободительной армии Китая в отношении авианосца остаются неопределенными. Аналитики обсуждают ряд возможностей: ввод в строй или использование как базы для тренировок.
С 2002 года авианосец был размещен на судостроительном предприятии в Даляне. Ранее Китай никогда официально не заявлял, что ведет ремонт авианосца. Однако, по сообщению ряда источников, на данный момент внутренняя часть корабля практически полностью восстановлена. Корпус и палуба также отремонтированы. К началу июня 2011 года были завершены работы по установке РЛС.
В целом можно констатировать, что работы по приведению в рабочее состояние авианосца “Варяг” завершаются. Ходовые испытания корабля планируется начать в конце этого года.
ВМС КНР планируют использовать “Варяг” в качестве учебного авианосца для знакомства с тактикой их боевого применения и освоения технологий, необходимых при строительстве собственных кораблей этого типа.
9. Николаев – город невест
Николаев – город невест Славой города невест Николаев обязан своему основателю – князю Григорию Александровичу Потемкину.
Николаев был основан в конце XVIIІ века как город, в котором будут строить корабли. На строительство верфи и города стали собирать со всей страны мужчин — мастеровых, военных, моряков. Кроме того, первыми жителями города стали личные крепостные князя Потемкина, ранее проживавшие в городах и селах Украины и Беларуси.
Так уж повелось, что с самого основания города его основными жителями были мужчины. Из-за хронической нехватки женщин женились даже на совсем еще юных особах. Большинство мужчин были холостяками, и случалось, что жители поневоле просто сбегали от неустроенной жизни строящегося Николаева.
Чтобы удержать полуподневольных строителей города и верфи, князь Потемкин решил дать мужчинам возможность обзавестись семьями и пустить корни в Николаеве. А так как в городе незамужних женщин нельзя было найти днем с огнем, Григорий Александрович распорядился массово привозить самых красивых девушек и женщин из близлежащих деревень и городов.
Массовые свадьбы проходили по воскресеньям. Немного позже эти свадебные мероприятия получили название по имени зачинщика – «потемкинские свадьбы», а его детище — город Николаев — обрел статус «город невест».
10 сентября 2010 торжественно открыли памятник невесте, который является ярким напоминанием о том, что Николаев — город невест.
10. Николаевский зоопарк – лучший в Украине
Николаевский зоопарк – лучший в Украине Наш зоопарк был основан городским головой Николаем Павловичем Леонтовичем как частный Аквариум 26 апреля 1901 года.
Николаевский зоопарк в 1993 году первым среди зоопарков Украины был принят в Европейскую Ассоциацию Зоопарков и Аквариумов (EAZA). Он принимает участие в 18 Европейских программах разведения редких видов (ЕЕР), входит в Евро-Азиатскую Региональную Ассоциацию Зоопарков и Аквариумов (ЕАРАЗА), в Международную Систему Учета Животных (ISIS). В мае 2003 года Николаевский зоопарк первым из зоопарков Украины принят во Всемирную ассоциацию зоопарков и аквариумов (WAZA).
Николаевский зоопарк обладает одной из самых крупных коллекций животных в Украине. В настоящее время коллекция насчитывает более 400 видов и более 3000 экземпляров животных, из них около 80 видов занесены в Международную Красную книгу. В зоопарке находится свыше 50 видов животных, которых в Украине можно увидеть только здесь.
31 мая – 4 июня 2011 г. Николаевский зоопарк впервые принимал ежегодную конференцию Евро-Азиатской Региональной Ассоциации Зоопарков и Аквариумов (ЕАРАЗА).
Источник: официальный сайт горсовета.