«На протяжении всей украинской независимости президенты Украины, которые избирались народом, были над этим народом, а не вместе с этим народом. Институт президента превратился в институт благ, привилегий, денег, коррупции, а не ответственности, тяжелого и преданного труда для Украины и украинцев. Народ должен наконец получить механизм контроля за президентом», – заявил Арсений Яценюк, объясняя необходимость принятия закона об импичменте.
Он подчеркнул, что «закон о порядке импичмента – это путь к тому, как заставить каждого президента делать то, что он обещал перед выборами, и думать не о себе и своем окружении, а об Украине и ее будущем».
Законопроект предусматривает, что инициировать начало процедуры импичмента президента может 1/5 конституционного состава парламента (90 народных депутатов), обосновав такую необходимость в письменном представлении. Дальнейшая процедура потребует 226 голосов, как и предусмотрено Конституцией.
Закон четко определяет порядок деятельности специальной временной следственной комиссии относительно импичмента президента, правовой статус специального прокурора, специальных следователей, председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов специальной временной следственной комиссии, задействованных в процедуре импичмента президента.
В законопроекте предлагается обеспечить открытость и гласность процесса импичмента президента. Специальная временная следственная комиссия проводит свою работу в форме открытых заседаний, а соответствующие решения принимаются народными депутатами открытым поименным голосованием. Арсений Яценюк напомнил, что статья 111 Конституции Украины предусматривает, что президент может быть смещен с поста Верховной Радой в порядке импичмента в случае совершения им государственной измены или другого преступления. Статья 111 Уголовного кодекса определяет понятия «государственная измена» как «умышленно совершенное гражданином Украины во вред суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности, государственной, экономической или информационной безопасности Украины».
“Проанализируем действия президента Януковича на посту президента за повтора года.
• отказ Украины от самостоятельной политики безопасности и объявления внеблокового статуса,
• неконституционное продление пребывания на территории Автономной Республики Крым иностранной военной базы – Черноморского Флота Российской Федерации,
• узурпация власти путем решения Конституционного суда о возвращении к старой Конституции без воли народа Украины,
• неконституционное формирование коалиции в Верховной Раде в 2010 году,
• продление срока полномочий Верховной Рады,
• уголовные преследования лидеров оппозиции и инакомыслящих.
Не является ли это прямым вредом суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности, государственной, экономической или информационной безопасности Украины?» – отметил Арсений Яценюк.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что Конституция Украины определяет правовые основы устранения президента Украины с поста в порядке импичмента. Для детализации и уточнения этих положений 15 января 2009 года был принят закон «О временных следственных комиссиях, специальной временной следственной комиссии и временных специальных комиссиях Верховной Рады Украины». 10 сентября 2009 года Конституционный суд Украины признал этот закон неконституционным, так он утратил силу. Через это решение КС фактически «парализованы» также положения Регламента Верховной Рады, которые определяют порядок досрочного прекращения полномочий президента Украины в порядке импичмента. Итак, согласно действующему законодательству, практическая реализация импичмента маловероятна и может быть признана незаконной. Таким образом, принятие единого нормативно-правового акта имеет целью устранить указанные коллизии и пробелы, а также унифицировать положения действующего законодательства, определяющего порядок устранения президента Украины с поста в порядке импичмента, сообщили в пресс-службе Политической Партии “Фронт Змін”.