Как проинформировали в отделе информационного обеспечения Николаевского горсовета, достаточно развито инклюзивное образование и в Николаеве. В нашем городе стабильно функционирует специальный учебно-воспитательный комплекс дошкольное учебное заведение – общеобразовательное учебное заведение для детей со сниженным зрением.
В комплексе работают подготовленные специалисты: офтальмолог; педиатр, медицинские сестры-ортоптистки, медсестры; физиотерапевт; психологи; учителя-логопеды; учителя-дефектологи; учителя; воспитатели; инструктор по физическому воспитанию.
Дошкольное отделение имеет группы с дневным и круглосуточным пребыванием, в них воспитываются дети от 1,5 до 7 лет. Ранняя диагностика, всестороннее изучение состояния зрительного анализатора, психологических особенностей и потенциальных возможностей детей со сниженным зрением, коррекция и предупреждение вторичных отклонений в их развитии позволяет подготовить воспитанников к обучению в начальной школе.
Школьное отделение состоит из классов начальной (1-4 классы) и основной (5-9 классы) школы. В основу работы с учащимися 1-4 классов поставлен индивидуально-дифференцированный подход, ориентированный на личность каждого слабовидящего ребенка. Осуществление психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии ребенка с нарушением зрения обеспечивает формирование у него основ наук, трудовых умений и положительного отношения к труду, коммуникативных навыков, познавательных интересов, эмоциональной сферы и положительных черт личности, дает возможность предоставить учащимся необходимую помощь в дальнейшем освоении государственного стандарта образования в основной школе.
Основная школа обеспечивает базовое общее среднее образование, что вместе с первоначальным является фундаментом общеобразовательной подготовки, формирует у слабовидящих учеников готовность к выбору и реализации путей дальнейшего получения образования. Образование на II ступени – едино для всех учащихся, личностно-ориентированный подход тут осуществляется с помощью вариативности методик организации обучения в зависимости от диагноза ребенка и познавательных способностей, а также на факультативных курсах.
Николаевский специальный УВК для детей со сниженным зрением поддерживает тесные связи с областной офтальмологической больницей, детскими поликлиниками города, с учебно-реабилитационным центром «Львенок» Львова и с заведениями подобного типа в других городах Украины, с Нежинскими лабораториями сканирующих приборов.
Открыты специальные классы для детей с задержкой психофизического развития в СШ № 10, № 46, № 53. В указанных учебных заведениях с детьми работают логопеды, психологи, учителями ведется коррекционная работа.
СОШ № 53 работает с детьми, имеющими задержку умственного и речевого развития, с 1989 года. Школа входила до эксперименту, которым руководил доктор психологических наук Ю. Гильбух, руководитель кафедры психологии АПН.
Двое учителей начальных классов прошли обучение в Киевском университете им. Драгоманова и получили специальность учителя-логопеда. Профессионализм педагогов позволяет успешно решать проблемы коррекции в развитии детей.
Практическое участие учителей школы в программе «Международный школьный проект» позволяет нетрадиционно решать проблемы воспитания детей с особыми потребностями. Учитель Л. Иванова, учитель-логопед Л. Шкавро являются инструкторами региональных семинаров в Украине по реализации этого проекта.
В школе создана материальная база для обучения учащихся классов ИПК: 2 логопедических кабинета, кабинет психолога, кабинет группы продленного дня классов ИПК, танцевальный зал для проведения уроков ритмики.
Формированию у педработников СОШ № 53 положительного отношения к инклюзивному образованию как к закономерному и прогрессивному этапу развития системы образования способствует четкая позиция директора школы Л. Ушаковой по созданию условий для реализации возможностей каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, его адаптации к школьному окружению и подготовки к жизни в социуме.
Николаевская общеобразовательная школа № 46 – это заведение, который адаптирует учебные программы и планы, методы и формы обучения, использует существующие ресурсы, привлекает родителей, сотрудничает со специалистами для оказания общеобразовательных и специальных услуг в соответствии с разнообразными образовательными потребностями детей, создает позитивный климат в школьной среде. Уже седьмой год вместе с общеобразовательной, научно-экспериментальной деятельностью обеспечиваются условия социальной адаптации и обучения детей с задержкой психического развития.
Внедрение инклюзивного образования становится возможным посредством создания соответствующей образовательной среды. В школе работают 3 специальных класса для детей с задержкой психического развития. Большое внимание уделяется коррекционной работе, которая обеспечивает индивидуализацию обучения с учетом психофизических особенностей детей путем проведения коррекционно-развивающих занятий.
Работа учителей школы направлена на оказание коррекционно-образовательных услуг и развития детей с особыми потребностями: оказывается комплексная психологическая коррекционная помощь ученикам, отработана система консультирования родителей, осуществляется взаимодействие педагогов, родителей, воспитателей, логопеда, психолога, медицинского работника, привлекаются к консультированию специалисты.
В СШ № 10 для детей с задержкой психического развития открыт 5-й класс, в котором обучается 6 учеников. В заведении оборудованы отдельный кабинет, где дети учатся, находятся в ГПД.
Для интеграции детей-инвалидов в системе дошкольных учебных заведений на базе ДУЗ № 2 функционирует 4 группы для детей с нарушением интеллекта и 2 группы с задержкой интеллекта, и на базе ДОУ № 60 открыта группа для детей с ДЦП. Дети-инвалиды, которые воспитываются в указанных учреждениях, общаются с детьми из групп общего развития.
Группа для детей с заболеванием ДЦП функционирует в детсаде № 60 с 1986 года, наполняемость в которой в настоящее время составляет 9 детей. Группа расположена на I этаже, подъезд и подход к ортопедической группы свободный, удобный. В группе созданы условия для пребывания детей с заболеванием ДЦП.
Детский сад № 2 имеет 14 групп, из них – 6 групп для детей с общим развитием, 2 группы – с тяжелыми нарушениями речи, 2 группы с задержкой психического развития и 4 группы – с нарушением нервной системы и психики.
Коррекционную работу осуществляют учителя – логопеды, дефектологи, практический психолог. В основу работы положены специальные коррекционные программы, внедряются лучшие технологии. После детального обследования на каждого ребенка составляются индивидуальные программы, по которым работают воспитатели и специалисты.
Хотя инклюзия и обеспечивает благоприятные условия для создания равных возможностей и полного участия детей с особыми образовательными потребностями в жизни учебного заведения и общины, для их эффективной деятельности необходимы совместные усилия не только воспитателей, учителей, обслуживающего персонала, но и родителей, членов семей, сверстников.
Таким образом, необходимо внедрение новых форм образования, которые давали бы возможность особым детям учиться со “здоровыми” детьми. Это и предполагает инклюзивное образование. Ведь именно в процессе воспитания и обучения формируется полноценная личность.